Как снимали «17 мгновений весны». 17 фактов

Как снимали «17 мгновений весны». 17 фактов

16.02.2018 0 Автор Ruta

Режиссёр Татьяна Лиознова искала историю, которая вдохновила бы на новую работу, и ей попалась книга Юлиана Семенова «17 мгновений весны». После прочтения она связалась с автором и оказалось, к нему уже обратился тогдашний председатель КГБ Юрий Андропов и попросил написать сценарий для экранизации.

Режиссер фильма "17 мгновений весны" Татьяна Лиознова, фото

Сценарий «17 мгновений весны» был уже готов и даже передан в работу на киностудию «Ленфильм», но Лиознова наставала и добилась передачи сценария ей. Готовый сценарий Татьяне Лиозновой понравился гораздо меньше, чем книга. Она взялась за переделку и попросила Юлиана Семёнова добавить в сюжет немного мелодрамы и личной жизни разведчика.  Автор детективов и шпионских историй, Семёнов не имел опыта писать романтические истории, поэтому романтику пришлось вписывать самой Лиозновой. Она добавила в окружение Штирлица несколько персонажей «без мундиров», например, влюблённую Габи и фрау Заурих. Работа над сценарием на всю жизнь рассорила режиссёра с писателем, который не хотел, чтобы в титрах Лиознова указывала себя как второго сценариста.

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

На неё также был обижен и Иосиф Кобзон, который исполнил знаменитые «Мгновения» и «Песню о далёкой Родине». Лиознова просила певца петь в несвойственной ему манере, так как не хотела, чтобы зритель узнал его по голосу. Кобзона это серьёзно задело, но просьбу он выполнил.

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

В фильме «17 мгновений весны» использовалось много документальной хроники. Для того, чтобы не было резкого контраста и фильм смотрелся в едином стиле, Татьяна Лиознова решила делать весь фильм чёрно-белым. По плану в фильме документальных кадров было гораздо меньше, но после показа смонтированного варианта руководству телевидения и чинам разных структур на режиссёра посыпались упрёки от военных. Их обидело ощущение, что войну выиграли преимущественно разведчики. Тогда Татьяна Лиознова включила в фильм «17 мгновений весны» метры военной хроники, и претензии были сняты.

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

Главным претендентом на роль Штирлица в «17 мгновений весны» был Арчил Гомиашвили. У Татьяной Лиозновой когда-то был роман с актёром, и он настойчиво просил у Лиозновой эту роль. Юлиан Семёнов одобрил его кандидатуру. Однако худсовет сразу отверг Штирлица с гордым грузинским профилем. Лиознова и сама понимала, что Гомиашвили не годится на эту роль и не стала настаивать. Гомиашвили уехал в Тбилиси и роман вскоре закончился.

На роль главного разведчика страны пробовались и Смоктуновский, и Олег Стриженов, и Юрий Соломин, но никто из них не был готов отдать съемкам несколько лет. Тогда и решили пригласить Вячеслава Тихонова. На пробах актера загримировали, приделали пышные усы и… режиссёр пришла в ужас. Тихонов покорил ее своим обаянием. Он умел так выразительно молчать и говорить без слов одним взглядом, что пообщавшись с актером она поняла, лучшего Штирлица ей не найти.

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

Роль Мюллера сначала предложили Всеволоду Санаеву, но он отказался «играть фашиста». Тогда утвердили Леонида Броневого. Это было попадание в десятку, не смотря на то, что Броневой совсем не похож на Мюллера. К тому же Лиознова считала, что для шефа Гестапо у актёра слишком доброе лицо.

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

А Леонид Куравлев пробовался на роль Гитлера, но образ получился неубедительным. Тогда режиссёр завязала ему один глаз и попросила оставшимся «прожечь» присутствующих, с этим Куравлёв справился отлично. Тогда его утвердили на роль Айсмана.

Радисткой Кэт в фильме «17 мгновений весны» режиссёр видела двух актрис: Екатерину Градову и Ирину Алфёрову. Но Алфёрова не приехала на пробы, и выбор пал на Градову.

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

Олег Табаков был утвержден на роль Шеленберга, как оказалось, к большой радости немецких потомков генерала. Они написали актёру, что образ получился настолько точным и выразительным, что когда они хотят взглянуть на «дядю Вальтера», то смотрят «17 мгновений весны».

Когда в кадре крупным планом появляются руки Штирлица — это руки не Вячеслава Тихонова, а работавшего на картине художника. Дело в том, что у актёра на тыльной стороне кисти был привет из молодости — большая чернильная татуировка «Слава». Гримом её скрыть не удавалось, а у разведчика не могло быть никаких татуировок. Если присмотреться, то можно отметить, что вообще на крупных планах у Тихонова чаще всего видна только одна рука, либо руки в перчатках.

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

Шифровки профессора Плейшнера (Евгения Евстигнеева) в кадре тоже писал художник — у актёра был такой отвратительный почерк, что все буквы и цифры были похожи друг на друга.

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

Съёмки «17 мгновений весны» продолжались три года, и за это время съёмочная группа объехала массу городов в разных странах. Берлин снимали в настоящем Берлине, эпизоды с пастором Шлагом и швейцарскую заграницу — в Тбилиси и Боржоми, явка разведчика была провалена на улице Яуниела в Риге, Штирлиц ждал Бормана в Ленинградском зоопарке, агента Клауса убили в подмосковном лесу.
Бывало так, что одну короткую сцену снимали в разных городах. Так профессор Плейшнер шел по немецкому городу Майнцу, затем смотрел на медвежат в  тбилисском зоопарке, шел по бернским улицам до Цветочной и выбрасывался из окна конспиративной квартиры уже в Риге… Сейчас около дома с «конспиративной квартирой» по улице Яуниела открыт отель «Юстас» с прилегающим рестораном «Алекс».

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

Съёмки убийства Клауса, которого играл Лев Дуров, пришлось проводить в Подмосковье не просто так. Актёра не выпустили за границу по результатам собеседования с парткомкомиссией! Лев Дуров отличался вспыльчивым характером и отменным чувством юмора и всё это продемонстрировал комиссии. Вопрос «Опишите советский флаг» показался ему настолько глупым, что он описал пиратский флаг Весёлый Роджер. Комиссия удивилась, но продолжила задавать вопросы. Дуров решил, что хуже уже не будет и в ответ нёс полную ерунду: называл Малаховку и Тамбов союзными республиками и говорил, что не знает ни одного члена Политбюро, так в нём не состоит.
Режиссёру оскорблённый расспросами актёр сказал, что у нее два выхода — брать другого актёра или убивать Клауса в советских лесах, а лично он больше ни на какую выездную комиссию не пойдет.

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

Одна из самых ярких и запоминающихся сцен фильма «Семнадцать мгновений весны» – встреча Штирлица с женой в кафе «Elefant». Интересно, что этой сцены изначально не было ни в книге, ни в сценарии. О том, что сцена будет сниматься, было решено, когда работа над фильмом шла полным ходом. Автором идеи выступил Вячеслав Тихонов. Трогательную историю про то, как разведчики вынуждены встречаться со своими женами — тайком, провожая взглядом, издалека, — ему рассказал знакомый, под одной из версий — легендарный советский разведчик-нелегал Конон Трофимович Молодый .

Кадр со съёмок фильма "17 мгновений весны", фото

Сцена встречи Штирлица с женой в кафе «Элефант» сначала планировалась ещё пронзительней. Изначально планировалось, что вместе с женой в кафе будет и сын Исаева, которого тот никогда не видел. Была даже придумана целая история – у мальчика в руках будет цепочка-брелочек, которую тот будет вертеть, а потом оставит на тарелочке. И когда встреча будет окончена, Штирлиц, улучшив момент, заберет этот брелочек в память о сыне. Однако в этой идее Лиознова усмотрела один недостаток: если в кадре будет ребенок, зритель не «заметит» женщины. Сделать акцент на любви между мужчиной и женщиной, на чувствах, которые преодолевают войну и расстояния, — в этом была задумка Лиозновой.

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

Эта сцена — одна из самых сложных в фильме: ее участники не разговаривают и практически не двигаются в кадре: пять с половиной минут они находятся в одной декорации без единого слова. Актеры полностью лишены инструментов выразительности, по сюжету фильма им даже нельзя показывать, что они знакомы. Особенно гениальными Лиознова считает роли жены Штирлица (ее играла Элеонора Шашкова) и человека, который ее приводит в кафе (в этой роли Евгений Лазарев). «Это потруднее, чем сыграть Штрилица, где все на него работает», — говорила Лиознова. Это роли, сыгранные без единого слова и жеста, а только глазами (в случае с женой Штирлица) и спиной (в случае с героем Лазарева).

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

Жену Штирлица рвалась сыграть Светлана Светличная. Она уже снималась в роли влюблённой Габи, и ей хотелось второй ролью подчеркнуть женский типаж, который нравится разведчику, но Лиознова не захотела снимать с роли Элеонору Шашкову.

Изначально планировалось, что кадры с женой Штирлица будут снимать без участия Тихонова — к тому же, что у него в тот день был первый за все время выходной. Шашковой такая идея совсем не понравилась, она вспоминала, что не могла справиться с ролью, пока в павильоне не появился Тихонов.

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

Вот как об этой работе вспоминает Элеонора Шашкова:

«В тот день Вячеслав Васильевич пришел на съемочную площадку совершенно неожиданно. Это был его первый выходной за полгода работы, но он не усидел дома и захотел заглянуть в глаза своей экранной супруги, узнать, кто она. Пришел и сел у камеры, на уровне столика. Мы играли в полном молчании… И все получилось, всего за час. С таким великим актером, как Тихонов, иначе и быть не могло! А на следующий день была его съемка без меня. Но он сказал Лиозновой: «Давай вези мне эти глаза. Без них я сниматься не могу». И меня тут же доставили на съемки и посадили у камеры. Я постаралась сделать все то же, что и день назад. Поэтому, наверное, Вячеслав Васильевич и сыграл так гениально, глядя в мои наполненные глаза».

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

Поэтому, на самом деле на съёмках этой сцены Тихонов и Шашкова не сидели друг напротив друга — их снимали по отдельности. Актриса была очарована партнёром и ей достаточно было просто видеть его в павильоне, чтобы её глаза выражали всё, что нужно… А Тихонов для того, чтобы сделать взгляд проникновенным, вспоминал таблицу умножения.

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

Существует легенда, что у Штирлица был реальный прототип — гестаповец Вильгельм Леман, который работал на советскую разведку, и до сих пор никто точно не знает по идейным или меркантильным соображениям. На самом деле Леман никак не мог быть прототипом — данные о нём были рассекречены гораздо позже, чем Юлиан Семёнов написал цикл о разведчике Максиме Исаеве.

Источник: Дом Кино (domkino.tv)

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

Кадр из фильма "17 мгновений весны", фото

РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ: