Платков чарующие «звуки». Нестареющий павловопосадский платок

Платков чарующие «звуки». Нестареющий павловопосадский платок

15.04.2018 0 Автор Ruta

Павловопосадский расписной платок не стареет, не смотря на время. За столетия своей истории он настолько слился с душой русского народа, что стал его символом. Жаль, что в русском народном фольклоре нет песен о платке. Есть песни про валенки, про сарафан и сарафанчик, шапку, сапоги и даже лапти лыковые… А о платке, таком важном и непременном атрибуте одежды русской женщины — нет!

Вы возразите: а как же популярнейшие на протяжении десятков лет «Синий платочек», «Оренбургский пуховый платок», старинный романс «Тёмно-вишнёвая шаль». И даже «Платочки белые» из любимой всеми комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».. Да конечно, они любимые народом, но не народные, т.е. русским народом не сочиненные, а написанные известными авторами — композиторами и поэтами. А народных песен о платке нет.

Девушки в павловопосадских платках фотоХотя именно павловский платок наряду с матрёшками, лаковой палехской миниатюрой, дымковской игрушкой, жостовскими подносами и гжельской керамикой давно сделался массовым сувенирным символом России. Правильнее будет сказать, павловопосадский расписной платок, не только не выходящий из моды, но выше моды.

Павловопосадский русский платок, фото

Вячеслав Зайцев — первый советский модельер, получивший настоящую известность за рубежом, свой первый международный показ проводил в Германии в 1970-х годах. Именно там он получил первое признание, как модельер высокой моды. И важным элементом его коллекции был русский платок Павловского Посада. Этой по-настоящему он просто покорил западную публику, такую искушенную и капризную. Советского модельера оценили. А интерес к русскому национальному костюму и платку, как его важной части, на Западе неуклонно растет. Что бы там ни говорили злопыхатели…

Платок павловопосадский Вохонское сражение в войне 1812г фото

Платок павловопосадский шелковый «Вохонское сражение в войне 1812г»

Тем не менее, одному из символов народного творчества России чуть более полутора веков. Намного меньше, чем национальным символам других стран — вроде шотландского килта, японского кимоно, индийского сари или арабской чадре. Не в этом ли причина того, что нет о нём народных песен? Может просто не успели сочинить? Кстати, о матрёшках тоже в народе не поют, матрёшки ещё моложе.

Книга И.В. Толстухиной Павловские платки и шали, фото

Книга И.В. Толстухиной «Павловские платки и шали» (фрагмент)

Начало платочной мануфактуры

Началом Павловопосадской платочной мануфактуры официально считается год 1795-й, когда государственный, казённый крестьянин Иван Лабзин организовал производство платков из шёлковой нити, которую сам покупал на ярмарках и привозил в свою деревеньку, вошедшую позднее в поселение, получившее название Павловский Посад. Производство его, насчитывающее 12 ткачих, тихонько ткавших шёлковую ткань в своих избах, называлось фабрикой. Подобных фабрик в округе было несколько десятков. Первые платочки были так себе — «средней руки» да «плохой доброты». Но Иван Лабзин был человеком трудолюбивым, экономным и предприимчивым. Фабрика его росла и богатела. Сам же он производил и торговал, скромно оставаясь в крестьянском сословии. А ведь внуки его уже становятся купцами, они расширяют сбыт дедовской продукции по разным городам.

Павловопосадская мануфактура в начале 20 века фото

Павловопосадская мануфактура в начале XX века

Фабрика Лабзина счастливо пережила Отечественную войну 1812 года, хотя местность эта — Вохоньская волость — стала одним из центров партизанского движения. Именно там знаменитый Герасим Курин — тоже из казённых крестьян — собрал отряд в пять с лишним тысяч бойцов, с которыми изрядно потрепал подразделения наполеоновского маршала Нея, за что после окончания войны был удостоен Георгиевского креста 1-й степени.

Василий Грязнов купец-фабрикант, создатель Павловопосадской мануфактуры фото

Василий Грязнов, купец-фабрикант, один из создатель Павловопосадской платочной мануфактуры. Был канонизирован Русской Православной церковью как Праведный Василий Павловопосадский

Но настоящая история знаменитых павловопосадских платков начинается с середины XIX века. Хозяином фабрики после смерти отца становится двадцатидвухлетний правнук Ивана Лабзина — Яков. Судьба свела его с Василием Грязновым — мелким купчиком, не слишком удачливым, но тоже вышедшим из сословия государственных крестьян Павловского Посада, как и знаменитый прадед Якова. Они стали не просто компаньонами, но и друзьями, вплоть до самой смерти Василия Грязнова в 1869 году. К тому же Яков женился  на сестре Грязнова и сделал его своим равноправным компаньоном. Вместе, рука об руку, они занимались делами фабрики. Но в разных ипостасях. Производство и коммерция были в ведении Якова. Грязнов ведал просветительской, бытовой и духовной сферой: организовал несколько школ для детей рабочих (коих на подъёме производства насчитывалось более двух тысяч), больницу при фабрике и приют-богадельню для одиноких стариков и больных, составлял благотворительные программы и надзирал за их исполнением. Мечтал основать в Павловском Посаде мужскую обитель. После его смерти, в 1903 году монастырь все-таки открылся — женский. Он просуществовал до 1920 года, пока Страна Советов не начала разрушение и осквернение церквей и уничтожение священнического сословия…

Книга под редакцией М.А. Некрасовой Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII-XXIвв. Традиции и современность, фото

Книга под редакцией М.А. Некрасовой «Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII-XXIвв. Традиции и современность» (фрагмент)

Первая модернизация производства

Вступив в права полноправного владельца, Яков Лабзин совершил на фабрике настоящую  технологическую революцию. Набрал специалистов, построил новые цеха, внедрил новые технологии. Павловопосадская мануфактура начала производить шерстяные платки с печатным набивным рисунком. Принцип производства можно объяснить в нескольких словах так: на отбеленную шерстяную ткань накладывали намазанный краской шаблон, по которому колотили увесистой киянкой, навечно вбивая краску в волокна тканого полотна. Таков был основной  принцип изготовления изделий.

Яков Лабзин один из основателей Павловопосадской платочной мануфактуры, фото

Яков Лабзин, один из основателей Павловопосадской платочной мануфактуры

Полный технологический цикл описывать намного дольше. Нужно было сначала соткать полотно из шерстяной пряжи. Затем отбелить его, высушить, вытянуть и  подготовить к нанесению рисунка. Придумать и нарисовать рисунок. Изготовить по нему форму-шаблон двух типов — «манеру» для обозначения контуров и «цветок» для нанесения краски. Это крайне сложное и тонкое производство. Краска на платке разного цвета, сколько красок — столько и шаблонов. Да и сама форма не во весь размер платка, а по краю. К тому же рисунок требовалось наносить симметрично. Таким образом, для изготовления одного платка в 16 красок требовалось до 400 наложений деревянных форм.

Платок шелковый павловопосадский "Белый танец", фото

Платок шелковый павловопосадский «Белый танец»

Но в истории появления павловопосадского платка технические подробности — не самое интересное.

Яков Лабзин и Василий Грязнов поначалу намеревались выпускать на фабрике точные копии персидских платков и кашмирских шалей, чрезвычайно популярных тогда не только в России, но и в Европе. Например, известно как обожала такие шали Жозефина Богарнэ — супруга Наполеона Бонапарта и его самая любимая женщина.

Фабрика Лабзина в Павловском Посаде. Дореволюционная открытка, фото

Фабрика Лабзина в Павловском Посаде. Дореволюционная открытка

Компаньоны, запланировав копировать абсолютно всё — от размеров до рисунка, так поначалу и делали. Однако экзотика субтропиков — всякие там пальмы, бананы, кокосы и прочие диковинные растения, — составляющие орнамент персидских платков, не прижились и погибли в суровом российском климате, подобно разбитой армии Наполеона.

Платок шерстяной с просновками и шелковой бахромой Любви желанная пора, фото

Платок павловопосадский шерстяной с просновками и шелковой бахромой «Любви желанная пора»

И тогда русские художники стали рисовать милые сердцу растения среднерусской равнины — ромашки, васильки, ландыши, пастушью сумку. Ну и розу, конечно же не забыли. Вот в чём связь между платками и матрёшками: и то и другое, вроде бы заимствованное на далёкой чужбине… Но в руках русских мастеров превращалось в настолько ярко национальное, что речи о плагиате и быть не могло. Русское чудо, которое теперь творили в крохотном подмосковном городке Павловский Посад, далёкому Кашмиру и не снилось.

Шаль из уплотненной шерстяной ткани с шелковой бахромой Волшебница. Старинный рисунок, конца XIXв, фото

Шаль из уплотненной шерстяной ткани с шелковой бахромой «Волшебница». Старинный рисунок, конца XIXв. Автор рисунка неизвестен

Показной процесс над великими русскими мастерами

Деяния Василия Грязнова на ниве благотворительности люди оценили и запомнили. Похороны совладельца платочной фабрики купца Грязнова собрали тысячную процессию скорбящих жителей Павловского Посада. Относились к нему, как к святому, и спустя несколько лет послали в Синод прошение приобщить Василия Грязнова за благие, богоугодные дела к лику официальных святых. Прошение от народа затерялось (как часто бывало на Руси) и было обнаружено лишь в 1920 году представителями новой власти.

Школа при фабрике Якова Лабзина и Василия Грязнова в Павловском Посаде. Дореволюционная открытка. Дом сохранился (переулок Герцена, 38) - там Дом Юного Техника., фото

Школа при фабрике Якова Лабзина и Василия Грязнова в Павловском Посаде. Дореволюционная открытка. Дом сохранился по адресу: пер. Герцена, 38 (Дом Юного Техника)

И новая власть прошение это использовало совершенно неожиданно: найдя его, представители ее внезапно решили провести на примере Василия Грязнова показательно-пропагандистский процесс против купцов-мироедов. И никого не интересовало, что усопли они полвека назад. Кому первому пришла в голову эта потрясающая идея  — история умалчивает. И за давностью лет установить истину, к сожалению, невозможно.

Платок шелковый (атлас) Павловский Посад, фото

Платок шелковый атласный «Павловский Посад»

Для организации этого процесса из Москвы в Павловский Посад прибыла судебная комиссия, чтобы заочно судить Грязнова как эксплуататора. По ходу дела и женский монастырь прикрыли, быстро осудив настоятельницу, которой было без малого 80 лет, за антиреволюционную деятельность, как и многих тогда… Потом начался показательный процесс, в ходе которого народу объяснили, что купцы Лабзин и Грязнов заработали первоначальный капитал с кистенями на большой дороге, грабя и убивая идущих по своим делам пролетариев и представителей трудового крестьянства. Даже засняли этот процесс на киноплёнку и состряпали документальный фильм. Вплоть до начала 1990-х годов подробная информация о злодеяниях купцов-мироедов, потомственных крестьян Лабзина и Грязнова, содержалась на стендах маленького музея в одном из зданий фабрики…

Платки из коллекции Павловопосадской мануфактуры, фото

Платки из коллекции Павловопосадской платочной мануфактуры

Книга Анатолия Баровского Платочной радуги узор, фрагмент, фото

Книга Анатолия Баровского «Платочной радуги узор» (фрагмент)

Народная любовь к русскому платку

Но вернемся к нашим героям. После того, Лабзин и Грязнов вдохнули русские мотивы в кашмирские шали, их поджидал небывалый коммерческий успех! Тогда и появился знаменитый павловопосадский квадратный платок с настоящим русским рисунком. За этими платками в 80-годы в СССР в лучших магазинах Петербурга и Москвы выстраивались очереди, как за колбасой по 2,20 рублей!

Платок павловопосадский шелковый Жостовский букет, фото

Платок павловопосадский шелковый «Жостовский букет»

Покупать такие платки могли себе позволить только состоятельное дворянство и наиболее богатое купечество. Лишь к началу ХХ века, с расширением производства Павловопосадской мануфактуры и некоторым снижением цен, подобные приобретения стали делать зажиточные крестьяне и горожане среднего достатка. И эти приобретения становились такими же семейными ценностями, как кольца, ожерелья и меха, передаваемые детям в качестве приданого и наследства. А может, в этом причина того, что про платки нет народных песен? О дорогих, недоступных вещах народ песен не пел.

Книга Анатолия Баровского Платочной радуги узор фрагмент, фото

Книга Анатолия Баровского «Платочной радуги узор» (фрагмент)

Производителей платков в России было немало, но Павловопосадская мануфактура стала крупнейшей и известнейшей. После смерти в 1891 году наследники Якова Лабзина имели статус «Поставщика Двора Его Императорского Величества» и даже фирменный герб — аналог известного нам знака качества.

Павловопосадская платочная мануфактура, фото

Павловопосадская платочная мануфактура (строгое качество  и традиции рисунка)

Новая эра в жизни мануфактуры Лабзина

Потом грянула Октябрьская революция. За ней Гражданская война, экспроприация экспроприаторов, разруха, голод… И вот качественные шерстяные и шёлковые платочки делать перестали надолго, попросту не было сырья. Работали большей частью с хлопчатобумажными тканями. Однако мануфактура, которая в первое советское время была переименована в Старо-Павловскую фабрику, работу не прекращала. Делали платки с картинками на революционные темы, про индустриализацию и коллективизацию. Вообще, проследив историю именования нашего выдающегося платочного производства, можно во многом понять и время, в котором оно существовало.

Платок павловопосадский шелковый Герои войны 1812 года, фото

Платок павловопосадский шелковый «Герои войны 1812 года»

1868 г. Полное товарищество «Яков Лабзин и Василий Грязнов».

1892 г. Товарищество на паях «Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова в Павловском Посаде».

1918 г. Старо-Павловская фабрика № 11 Государственного камвольного треста ВСНХ.

1928 г. Фабрика имени 10-й годовщины Красной Армии Главного управления шерстяной промышленности.

1963 г. Московское производственное платочное объединение.

1989 г. Павловопосадское производственное платочное объединение.

1992 г. Акционерное общество закрытого типа «Павловопосадские шали».

1995 г. Открытое акционерное общество «Павловопосадская платочная мануфактура».

Как бы то ни было, фабрика все тяжкие времена пережила. В последние годы существования СССР «Московское производственное платочное объединение» выпускало 25 миллионов единиц продукции в год — платков, платочков, кашне, шарфов и шалей, которые расходились внутри страны, а также в странах Восточной Европы. Но прежде чем продолжить разговор о настоящем, ненадолго вновь вернёмся в прошлое.

Платок павловопосадский шелковый Волшебные сказки, фото

Платок павловопосадский шелковый «Волшебные сказки»

Современный павловопосадский платок

Технология платочного производства менялась. Теперь используются не деревянные формы, а большие, в полный размер платка, шаблоны. Частая сетка натянута на раму и покрыта воском. Свободными остаются лишь те ячейки, через которые краска определённого цвета наносится на ткань, разложенную лентой на длинном рабочем столе. Прошёл шаблон по всему столу, сделав 24 отпечатка, печатники снимают его и устанавливают следующий с очередным элементом рисунка и новой краской.

Павловопосадская платочная мануфактура, фото

Павловопосадская платочная мануфактура (производство)

Ткань из отборной шерсти белых австралийских мериносов, которую стригут только с холки и спины овцы, ткут здесь же, на фабрике. Сотканное полотно отбеливают, промывают и заваривают, исключая последующую усадку изделия, затем сушат и даже подвергают плазмохимической обработке тлеющим электрическим разрядом в вакуумной камере, чтобы волокна прочнее сцеплялись с краской. В советские времена специально для нужд Павловского Посада в Австралии закупили две отары мериносов, которых пасли на Северном Кавказе и на Алтае. Однако в годы перестройки за чистотой породы не следили, местные бараны подпортили безупречную белизну овечьей шерсти, так что шерстяную нить сегодня приходится вновь везти из далёкой Австралии.

Павловопосадская платочная мануфактура, фото

Павловопосадская платочная мануфактура (производство)

Готовую платочную ленту обрабатывают влажным паром в машине, которая называется зрельник. После такой обработки краски как бы «прозревают», становятся ярче, насыщенней. Затем смывается лишняя краска, полотно вновь сушат и разрезают на отдельные платки.

Павловопосадская платочная мануфактура (производство), фото

Павловопосадская платочная мануфактура (производство)

Теперь остаётся обвязать края платков шёлковой бахромой. Машин для обвязки ещё не придумали, и такую операцию, как и полтора века назад, делают вручную. Бахромщицы — а многие из них занимаются этой работой из поколения в поколение — вяжут из отдельных нитей клетки, окончательно придавая павловопосадскому платку знакомый российским женщинам внешний вид.

Книга под редакцией М.А. Некрасовой Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII-XXIвв. Традиции и современность., фото

Книга под редакцией М.А. Некрасовой «Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII-XXIвв. Традиции и современность» (фрагмент)

Главное богатство платка – рисунок

Но начало всему — работа художников. Благодаря сложившейся за долгие годы уникальной школе авторского рисунка, павловопосадский платок остается популярен как на родине, так и за-границей. На мануфактуре работают восемь художников, творчество которых неоднократно отмечалось профессиональными премиями, в том числе и государственными. Однако следование традициям вовсе не означает постоянное копирование чего-то заданного раз и навсегда.

Платок павловопосадский шелковый Жаворонок, фото

Платок павловопосадский шелковый «Жаворонок»

Когда-то на платках преобладал чёрно-зелёно-красный орнамент, современные технологии принесли намного больше цветового разнообразия и дали свободу авторской фантазии. Сегодня в расцветке платков можно увидеть и синие, и желтые, и коричневые, и стальные оттенки… Каждый художник нового поколения, сохраняя основу, привносит в рисунок нечто своё, естественно развивая традиции.

Платок шерстяной с просновками и шелковой бахромой Спящая красавица, фото

Платок павловопосадский шерстяной с просновками и шелковой бахромой «Спящая красавица»

Роза — обязательный и центральный элемент павловопосадкого платка. Этот вечный символ любви, воспетый поэтами на множестве языков, присутствовал и на персидских шалях, послуживших прообразом для русских мастеров. И для всех поколений художников Павловского Посада умение написать розу так, что предмет женской одежды превращался в произведение искусства, всегда было своего рода свидетельством мастерства, «фирменным знаком». Потому и не уменьшается популярность изделий Павловопосадской мануфактуры. Теперь здесь ежегодно выпускают до 1 200 тысяч различных изделий: шалей, платков, кашне, шарфов и даже скатертей с использованием 600 различных орнаментов. Спрос на них из года в год только возрастает.

Платок павловопосадский шелковый Итальянский полдень, фото

Платок павловопосадский шелковый «Итальянский полдень»

Павловопосадская платочная мануфактура регулярно проводит выставки и ярмарки… Об истории этого русского национального платка издано немало книг и подарочных альбомов. А значит павловопосадский платок продолжает жить в наших сердцах…

Книга под редакцией М.А. Некрасовой Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII-XXIвв. Традиции и современность, фото

Книга под редакцией М.А. Некрасовой «Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII-XXIвв. Традиции и современность» (фрагмент)

Книга Анатолия Баровского Платочной радуги узор, обложка, фото

Книга Анатолия Баровского «Платочной радуги узор» (обложка)

По материалам, опубликованным в журнале «Наука и жизнь» (№ 3, 2013) из цикла «Народные промыслы»

Фото павловопосадских платков — из коллекции Павловопосадской платочной мануфактуры, размещенной на официальном сайте предприятия.

 

РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ: